Главная » 2007»Июнь»19 » Железный миротворец студия-Gonzo Digimation
Железный миротворец студия-Gonzo Digimation
13:16
Жанр: приключения, комедия, история, самурайский боевик Тип: ТВ (24 эп.), 24 мин. Режиссёр: Хирата Томохиро Снято по манге: Железный миротворец Автор оригинала: Кроно Нанаэ
События «Железного миротворца» привязаны к определённой дате и событию: 1864 год, Киото, дело Икэда-я – неудачная попытка противников сёгуната поджечь столицу. Как и каждое аниме, основанное на исторических событиях, сериал нуждается в пояснениях и примечаниях.
Специалисты по периоду 1853-1867 гг. могут пропустить несколько абзацев – здесь нет ничего нового, к тому же не придётся расстраиваться по поводу общих мест и искажающих истину сокращений. Тем же, кто волею обстоятельств ещё не стал знатоком «Бакумацу», может быть интересно. Что касается обычного японского зрителя… Ну, обычный японский зритель по-русски не читает.
Итак, в 1853 году американский коммодор (адмирал) Мэттью Перри нарушил самоизоляцию Японии и вынудил правительство страны подписать с США договор о сотрудничестве. До падения сёгуната и начала Реставрации Мэйдзи оставалось 14 лет – годы кровопролитных конфликтов между сторонниками императора и теми, кто сохранил верность сёгуну Ёсинобу Токугава. Среди союзников сёгуната были и Синсэнгуми, «новый особый отряд», специальные полицейские силы Киото.
В историю Японии члены Синсэнгуми вошли как последние настоящие самураи, носители древних воинских традиций. Когда власть перешла к сторонникам императора, Синсэнгуми покинули Киото. Гражданская война закончилась в 1869 году со смертью Тосидзо Хидзиката, которым был вторым капитаном (заместителем главы отряда) и, вероятно, автором устава Синсэнгуми.
Несмотря на то, что Синсэнгуми сражались на стороне проигравших, они стали национальными героями. Обычный японский зритель знакомится с ними задолго до того, как в школе начинают проходить Реставрацию Мэйдзи. После многочисленных фильмов и телесериалов вырабатывается условный рефлекс: достаточно, например, увидеть форму голубого цвета с характерным рисунком на рукавах – и уже понятно, кто, зачем и почему. Это как Французская революция для европейца или противостояние Северных и Южных штатов для американца – классические сюжеты с заранее известным финалом, но открытые для новых трактовок.
Не суть важно, что самураи Синсэнгуми – реально существовавшие личности. К историческим сюжетам обращаются не только для того, чтобы воссоздать прошлое, но по большей части, чтобы понять настоящее. В каждой экранизации режиссёр и актёры воплощают своё понимание Хидзикаты, Окиты или главы Синсэнгуми Исами Кондо. С другой стороны, у [обычного японского] зрителя зачастую уже есть свой образ, внешность и характер для каждого участника событий. Споры о том, «как всё было на самом деле», возникают снова и снова, как это произошло после выхода фильма Нагисы Осимы «Табу».
Кстати, «Железный миротворец» начинается очень похоже – молодой человек по имени Тэцуносукэ Итимура пытается вступить в Синсэнгуми. Молодому человеку всего лишь пятнадцать лет, выглядит он на десять, но страшно не любит, когда ему об этом напоминают, отличается патологическим любопытством, упрямством, вспыльчивостью и добрым сердцем… Обычный российский отаку скажет на это «Эдвард Элрик!» – вполне достойное сравнение.
Если искать аналогии «Железному миротворцу», то наиболее близким оказывается, как это ни странно, не «Бродяга Кэнсин», но сходный по духу «Стальной Алхимик» – в тех эпизодах, где повествуется о военной службе братьев Элриков.
Дело не в деталях, хотя между этими двумя сериалами много общего: разгневанные вопли коротышки, которого опять назвали «коротышкой», непростые отношения между братьями, прозаические причины, по которым главный герой пытается устроится на военную службу – Тэцу привлекает не столько самурайская честь и доблесть, сколько возможность отомстить убийцам родителей.
В первую очередь «Алхимика» и «Миротворца» роднят жестокие и реалистичные контрасты – то, за что упрекают «Алхимика», присутствует во многих эпизодах «Железного миротворца». Здесь шутки, дуракаваляние и super-deformed соседствуют со сценами кровавых поединков, ласковый и добрый Содзи Окита, всюду таскающий с собой ручного поросёнка, превращается в безжалостного убийцу, а под небом, расцвеченным праздничным фейерверком, бредёт осиротевший мальчишка, прижимающий к груди голову самого близкого человека…
Причина контрастов – в историческом материале. Прежде всего Синсэнгуми были убийцами, с лёгкостью уничтожающими как врагов, так и своих же товарищей, заподозренных в предательстве. Наказанием за нарушение любого пункта устава было сэппуку. Они были готовы умереть в любой момент. Присутствие в сюжете аниме столь жестоких, решительных и беспощадных людей однозначно подразумевает кровь и смерть.
Другое дело, «Железный миротворец» в первую очередь – сериал для подростков и о подростке. Появление Тэцу в Синсэнгуми не имеет никакого отношение к распространённому приёму «увидеть мир глазами новичка». В «Железном миротворце» Киото времён Бакумацу – декорации, в которых проявляется и развивается характер главного героя.
Характер, стоит отметить, тот ещё! Он должен был сто раз сделать себе сэппуку – в самом деле, серьёзное отступление от исторической действительности, что окружающие сквозь пальцы смотрят на его проступки, прощают наивную бесцеремонность, граничащую с наглостью, и жалеют «бедного маленького слугу». Тэцуносукэ Итимура, при всей своей сумасбродности, всего лишь мальчишка, избалованный старшим братом. Как и положено нормальному подростку, он теряется при виде девушек, боится крови и мертвецов, подвержен перепадам настроения, ленив и порой капризен. Хорошие задатки не отменяют слабости и неопытности, и с какой бы яростью он ни бросался на противника во время тренировок, финал неизменен.
Вообще, на фоне приключений многочисленных как-бы-простых супер-мальчиков-спасающих-мир история Тэцу оказывается удивительно яркой и интересной – без всяких роялей в кустах и неестественных развязок. Традиционные для подросткового аниме проблемы выбора, поиски себя и попытки найти своё место проходят в смутные времена гражданской войны, но для Тэцу мир ограничен казармами, додзё, кухней, скотным двором с редкими вылазками в город за покупками. Синсэнгуми для него – не безжалостные убийцы, а люди, которых он видит каждый день, к которым привык, как к родным.
Да и не сказать, что Тэцу рвётся мстить… Он просто живёт. Вокруг постоянно происходит что-то очень интересное и одновременно жуткое. Попытки разобраться в окружающих приводят к грустным выводам, попытки разобраться в себе пугают. Обстоятельства не оставляют выбора ни ему, ни его ровесникам, но Тэцу не воспринимает эти обстоятельства как то, что необходимо изменить. Это единственный мир, который ему известен.
А для мира он просто мальчишка, слуга-неумёха, а также – «щеночек», «лапочка» и «милашка». Большинство самураев Синсэнгуми относятся к Тэцу как к игрушке и бесплатному развлечению. Только Хидзиката смотрит на него не очень-то добрым взглядом, впрочем, он на всех так смотрит. А большинство – балуют, заботятся о мальчонке, тискают, кормят сладостями, капитан Ямадзаки вообще привёл его в публичный дом – развеяться, чтобы не скучал. В общем, сын полка в эпоху последних самураев.
Что касается самих самураев, то тут простор для фантазии и радость для сердца. По количеству бисёнэнов на минуту экранного времени «Железный миротворец» может соперничать с самым дремучим яоем. Намёков на неуставные отношения нет и в помине… Правда, узнав, что у Хидзикаты появился слуга, все тут же интересуются, насколько слуга хорошенький, а увидев Тэцу, потрясают воздух неизменным «кавайи!»
Приукрашенная повседневность остаётся повседневностью, и хотя во внешнем облике персонажей больше «дизайна», чем исторической точности, сохранено главное: дух воинского братства, гордость и стремление к идеалам. И та, и другая противоборствующая сторона достойны друг друга – это передано не только в сюжетных линиях, но даже в схожести «демона» Хидзиката и «поджигателя» Тосимаро Ёсиды. Судьбы ровесников Тэцу и Судзу – как зеркальное отражение друг друга, и когда они начинают сравнивать своих учителей, под общей комедийностью ситуации проступает трагичная предопределённость.
Вкупе с отличным сценарием и качественной прорисовкой сериал оставляет очень приятное впечатление. Как это часто бывает с экранизацией манги, не всё объяснено, некоторые сюжетные линии остаются незавершёнными. Но, пожалуй, «Железный миротворец» – пример весьма удачной экранизации, и по режиссёрской, и по операторской работе. Что касается саундтрека, то он полностью соответствует контрастному развитию сюжета: от трагичных и лирических мелодий – вплоть до канкана.
Можно сказать, что «Железный миротворец» снят для подростков, которые вволю насмотрелись фильмов про Синсэнгуми и не раз представляли себе, каково бы это было – оказаться среди настоящих самураев эпохи Бакумацу. Пожалуйста – захватывающая история, честно и с хорошей долей юмора повествующая о том, что бы произошло с обычным мальчишкой, попади он к волкам Мибу или к их противникам. Не обделили вниманием судьбу обычной девушки – либо в публичный дом ученицей гейши, либо в ниндзя… если не убьют. Романтично? Скорее, реалистично – утром смех, вечером слёзы. Игра в поддавки до разумных пределов: Тэцу ни разу не наказали всерьёз, но катану вручать не спешат – только тряпку, драть полы в додзё.
Задачу можно считать выполненной – захватывающее действие, сбалансированное соотношение приключений Тэцу и развития исторических событий, грамотно продуманный материал и темп повествования. Здесь нет провисающих мест и натяжек – неотвратимо и последовательно сюжет приближается к развязке – дело Икэда-я, с которого начинается сериал. Финал вполне обоснован: где можно закончить историю о Синсэнгуми, как не на моменте триумфа и победы, когда они стали национальными героями?..
Что было потом? Для этого есть «Бродяга Кэнсин».
_____________________ За что мы любим аниме? Я честно скажу: смотрела его я очень немного, но вот, что я поняла еще давно, на опыте своего детства – людям нравится то, что вызывает в них бурю эмоций. Не важно, каких – восторг ли, возмущение, трепет – важно, что это тончайшие струны человеческой души, особенно если эмоции чистые, искренние, ненадуманные. Поэтому зря ругают молодежь за любовь к тому же аниме – его любят именно за эмоциональность – но это уже другая тема.
Я имею в виду вот что – мне непросто будет взглянуть на PeaceMaker трезво и честно, ибо я в восторге, в диком восторге от этого произведения. Опять же, у моей к нему любви интересная история – посмотрев Rurouni Kenshin и постепенно нежно полюбив его, я увлеклась историей Японии, в частности, эпохой Мэйдзи. Это привело к знакомству с Шинсенгуми. Знаю, возможно я чересчур эмоциональный и увлекающийся человек, но история этого отряда поразила, скорее даже, потрясла меня до глубины души. Она в корне изменила мои представления о добре и зле. Я поняла главное (да, не удивляйтесь, это ОЧЕНЬ сильно повлияло на мое мировоззрение!) – ни на что нельзя смотреть толькос одной точки зрения.
Это и есть главная идея PeaceMaker. Если кто не знает, Шинсенгуми – о котором, собственно, речь в аниме – это специальный отряд, образованный несколькими самураями и позже разросшийся и узаконенный Императором. У шинсенов недолгая ( фактически Шинсенгуми существовал с 1863 по 1869 годы), но странная и трагическая история ( не хочу говорить «трогательная», потому что это мое личное мнение). Пересказывать ее смысла нет, но все же перед просмотром PeaceMaker стоит почитать. Главное в том, что члены Шинсенгуми были убийцами, которые действовали как полиция Императора – убирали мешавших ему людей, разбирались с беспорядками – и посему народ очень их не любил. Тем не менее позже шинсены стали национальными героями. Даже сейчас цвета их формы вызывают у японцев однозначную и вполне конекретную ассоциацию.
Возможно, в этом двусмысленном, противоречивом отношении есть та же проблема, почему, например, русские считают Петра I, на деле жестоко и тираничного человека, величайшим правителем России, или почему французы поклоняются своей кровавейшей, между прочим, Великой Революции, и по какой вообще причине люди восхваляют всяческих полководцев, генералов и вообще военных деятелей, которые убивали людей. А это, кстати, разрушает все возможные мировые моральные устои, оскорбляет правила христианства. И эти люди – да, они герои, хотя убивали людей. А, что, они герои, им можно.
Это тоже есть неоднозначное видение, скажем, ситуации. С одной стороны, воины из Шинсенгуми были убийцами. Но, с другой стороны, они были детьми своей эпохи. Как можно говорить об отрицательности тех или иных личностей в истории, не смотря на их современников? Именно на это и делают акцент создатели PeaceMaker. Они показывают наиболее ярких людей из Шинсенгуми: Тошидзо Хидзикату, Кондо Исами, Хейсуке Яманами, Окиту Соджи, Саноцуке Хараду, Синпачи Нагакуру, Сайто Хаджиме, Сусуму Ямазаки и других – с разных сторон. Да так, что порой их не узнать. Яркий тому пример – Окита. В обычной жизни – милый молодой человек, любитель шуточек, шалостей, детей и конфеток. Общается со всеми без исключения радостно, вежливо, приветливо. И вот, он видит перед собой врага – и уже мы видим страшного демона, холодного, бессердечного убийцу, готового на все ради победы. Практически то же самое происходит и с остальными. Тема демонов, монстров («We are the shakers, we are the monsters» поется в одной песне, с которой сделан один очень неплохой AMB по PeaceMaker) является темой всего Шинсенгуми. «Демон» - это вообще прозвище только Хидзикаты, заместителя командира. Но его можно применить, особенно в PeaceMaker, ко всем шинсенам. Кроме, разве что, главного героя и его брата.
Возможно, это странно, но я еще не слова не сказала о нем, о главном герое. Почему, не знаю. Он, конечно, тоже неоднозначен, но у него нет темной, демонической стороны. Это всего лишь рыжий подросток (в каждой серии два раза по три раза все поголовно повторяют, что ему 15) с гордым, сложным именем Тетсуносуке Ичимура. Он яркий, бесшабашный, безмозглый мальчишка, которому бы сидеть дома да радоваться жизни. На свои 15 он нисколечко не выглядит, не только внешне, но и психологически, он еще только формируется как личность. Он и его старший брат Татсуносуке потеряли родителей, два года непонятно как жили, а потом Татсу (искренне сокращение от имени старшего из братьев, у младшего аналогичное) записался в Шинсенгуми бухгалтером. Тетсу же, парень живой, увлекающийся, решил тоже стать шинсеном, чтобы отомстить за смерть отца и матери. Его долго не хотели брать, точнее, не хотел только Хидзиката со своими чуточку тиранистическими наклонностями, но вскоре он становится слугой вышеупомянутого. Его пугают, показывают, как ужасен и жесток в бою заместитель главнокомандующего, но Тетсу все равно, он быстренько забывает про месть и упрашивает народ сделать его таким же демоном, раз демоны сильные. С этого немножко торжественного момента и начинается его жизнь в Шинсенгуми, именно с ее помощью авторы PeaceMaker показывают другую, радостную, светлую, беззаботную, в общем, обыденную жизнь воинов. Да, они жестоки, да они убийцы, демоны в ночи, но – для мальчика, веселого, глуповатого, наивного, они – свои, родные, люди, с которыми он живет, которым доверяет, которому глубоко наплевать на то, скольких людей они лишили жизни, который совершенно спокойно отстирывает от крови их одежду... Да, он пытался пугаться этого, но ему показали суровый устав Шинсенгуми – и все претензии отпали.
Точно также отпадают все претензии, когда хорошенько прочувствуешь, в какой эпохе развивается действие. И поймешь, что в конце концов, даже шинсены были людьми. Просто все мы немного демоны. И с этим в PeaceMaker все в порядке. Великолепнейшие прорисовки характеров персонажей, полный классический набор характерных типов – чего только стоит одно «комедийное трио» из Синпачи, Саноцуке и Хейсуке –с помощью всего этого очень неплохо передана двусмысленная атмосфера, которая пронизывает все серии. Здесь одинаково смешаны комедия и трагедия – точно так же, как в жизни, где черного и белого поровну. В одном и том же городе может быть праздник, люди могут радоваться, а под небом, наполненным огнями фейрверков, одинокий паренек в подворотне прижимает к сердцу отрезанную им самим голову любимого человека...
У каждого героя есть зеркальное отображение, показывающее его трагедию. Правда, здесь кроется единственный недостаток PeaceMaker – сделаны акценты только на пять личных, по большей части психологических трагедий – Тетсу, Окиты, Сусуму, Сузу и Акесато. У первого – психическая травма, которая привела к боязни огня (родители Тетсу были убиты, а их тела сожжены в пожаре) и идеализации мнений, у второго – неизлечимая болезнь, затрагивающая не только его светлую, но и демоническую стороны, у третьего – заглушение своей любви к сестре (впоследствии оказывается, что она учила брата не думать о ней, как о сестре, но сама отдала за него свою жизнь), у четвертого – беспредельная преданность к своему хозяину, как бы он не был жесток и груб, у пятой – безвыходность положения одинокой девушки-гейши, а по совместительству ниндзя, никому-никому на этом свете не нужной... Это наиболее яркие,запоминающиеся линии, заставляющие задуматься о том, зачем и почему эти люди жили.
Здесь еще одна интересная особенность PeaceMaker. Обычно во всех фильмах или в нашем случае аниме у героев есть какая-то очень конкретная цель: убить злодея, добыть какую-либо интересную штучку-дрючку, понять что-нибудь ужасно умное. А у героев PeaceMaker цели нет. Вообще. Она отсутствует по определению. И это только улучшает качество сюжета сериала. Его показывают как небольшую зарисовку из жизни Шинсенгуми в короткий период вокруг проишествия в гостинице Икеда-я. Именно жизни, ведь все герои этого аниме просто хотят ЖИТЬ. Жить и не тужить. Они устали от войны, убийства, поэтому они смеются, маются дурью, бесятся, буянят, развлекаются. Можно сказать – надоела война, так шли бы на все четыре стороны. Да, это так, но это невозможно. Война, боль, страх, смерть держат их крепкой хваткой, и из этой ситуации есть один выход – смерть. Но она не принесет удовлетворения. Вот на этом моменте надо остановиться и прочитать историю Шинсенгуми до конца. До страшного конца. Узнать, чем кончилась зарисовка через 4 года, кто не знает. А кончилась она трагически. Своей смертью умерли только Сайто Хаджиме, Синпачи Нагакура и еще несколько личностей, не заявленных в аниме. И их до конца жизни не оставляла их судьба. И только зная, что случится со всеми этими милыми героями, можно честно и искренне смеяться над всеми их глупыми похождениями. Только зная, что через сосвем немного лет почти все они погибнут защищая то, чему они были преданы, слепо и яростно, на что положили свою жизнь, можно простить им их веселость на фоне войны и боли.
И это относится не только к шинсенам. В PeaceMaker отлично показано, что и на одной, и на другой сторонах баррикад находятся абсолютно идентичные личности, что в этой истории (как, возможно, и в любой другой) нет плохих и хороших, правых и виноватых, сильных и слабых, есть только победившие и побежденные. И между прочим есть даже несколько четких, ярко выраженных противопоставлений шинсенов и реформистов: Хидзиката против Йошиды (лидера реформистов), Тетсу против Сузу, Сусуму против Фумы (она же Акесато). Их судьбы похожи, но скажу сразу, тем, кто победил жилось потом лучше. Но все они не выдержали круговорота жизни, боли, ненависти и крови.
Кстати, о крови я хотела бы поговорить отдельно. Потому что в любом аниме, где она есть, кровь показывает очень много всего. Чаще всего, отношение к человеческой жизни и к убийству как к греху. Способ рисования и показа крови познается в сравнении. Напоминаю, аниме я видела мало, но больше всего кровь мне понравилась в Rurouni Kenshin (да, у меня предвзятое отношение, но я очень люблю это аниме!). Там она завораживающе сияет, стекая по лезвию катаны, она похожа на слезы, безумно печальная, красивая, яркая, воспринимается как что-то от личности, скорее даже души убийцы. А вот в Ninja Scroll, к примеру, кровь – это что-то очень обычное, непримечательно, ненужное, поэтому она нарисована не особо красиво, такая густая, грязно-красная, будто жесткая, вызывающе одно отвращение. А вот в PeaceMaker кровь страшная. Очень страшная. Она чаще всего черная, она есть везде – на лице, одежде убийц. Она впитывается в человека, превращая его в демона. Но в то же время она выглядит как будто его частью. Такая кровь не смывается никогда, но окружающим это не важно. Потому что к убийству в этом сериале относятся весьма оригинально – впечатление, что сама смерть противникавызывает в убийце боль и сожаление. Поэтому именно на нем кровь, даже не его, а того, кого он убил. И поэтому неудивительно, что Окита, больной туберкулезом, говорит Хидзикате: «Не вся кровь на мне моя». Крови много, но только в «серьезных» сериях, где еще и много смерти. Это тоже важно – крови в PeaceMaker просто так не бывает, за ней или после нее следует смерть. Они неразрывны, их соединяет боль, смешанная со страхом. Несмотря на некоторый акцент на крови, на боевые сцены и на вообще боевую обстановку сериала, я бы не сказала, что он только для подростков, а конкретно мальчишеской аудитории. Да, там с трудом можно откопать пару любовных линий, мало девушек, но сам сериал очень красивый, просто удовлетворяет эстетическое чувство, и поэтому смотреть его надо скорее юношам и девушкам. Отношения между героями настолько замечательные, что неизвращенные сердца будут растроганы (я лично ревела долго и продолжительно просто от ощущения дружбы, которым наполнен PecaMaker).
По этой причине это более взрослое, серьезное аниме, пусть и с весьма комедийным фоном. И юмор там, между прочим, для те, кого уже давно не прельщают глупые пошловатые шуточки. Посмотрев PeaceMaker, чувствуешь, что все же душа хорошенько отдохнула, вволю похохотави поревев над моментами, отделенными друг от друга буквально минутой. Потому что данное аниме просто берет за душу. Жизненностью, контрастами, искренностью.
(просто так, кое-что не в тему, просто сказать хотелось: «Все мы рождаемся в одиночестве и умираем в одиночестве». Но в промежутке между этими двумя стадиями встречаем много людей. Разных, ярких, прекрасных, неординарных. И живем с ними, дружим, ссоримся, любим, убиваем их. Не все на оценивают такими, какие мы есть. Потому что настоящее одиночество – это невиденье тех, кто идет за нами по дороге жизни, тех, кто предан. И если это в самом деле так, то шинсены, по крайней мере из PeaceMaker, не знали одиночества.