Жанр: приключения, фантастика, психология Тип: полнометражный фильм, 124 мин. Премьера: 16.07.1988 Акира». Что же это? В первую очередь – легенда (ну, или классика, так как слова «Акира» / «классика» стали уже практически синонимами). К этому фильму можно относиться по-разному: искренне восхищаться или так же искренне осуждать, любить всем сердцем или так же всем сердцем ненавидеть, но трудно отрицать тот факт, что «Акира» – одна из вех в развитии и становлении анимации в целом и графики в частности. Только Отомо Кацухиро, гениальный мангака, режиссёр и сценарист, мог реализовать этот поистине амбициозный проект, звезда которого продолжает сиять на анимационном небосклоне и по сей день. Чем же объяснить такой грандиозный успех фильма? Можно сказать о глубоком философском, социальном, политическом подтексте, яркой эмоциональной окраске, великолепной сюжете и т.п., но нельзя забывать и об огромном вкладе, который внесла команда настоящих мастеров своего дела. Эти люди долго и усердно работали, изучали реальные физические явления и ставили опыты, рискнули впервые в анимации применить технику 24-х кадров/с (до этого стандартом были 12-15) и даже попробовали использовать компьютеры для синхронизации движения губ персонажей и их речи. Действительно впечатляет! И вот прошло уже почти двадцать лет с момента, как фильм увидел свет, но споры вокруг него всё никак до конца не утихнут. Действие разворачивается в городе под названием Нео-Токио, причём звучное «нео» звучит прямо-таки издевательски: мегаполис будущего, погрязший в уличных беспорядках, терактах, грязи и беззаконии, где властвует анархия, а люди стремятся только к разрушению в надежде на то, что однажды придёт некий мифический «акира», который спасёт их и поведёт в светлое будущее, словно стадо баранов. Но ломать, как известно, не строить... И на фоне всего этого хаоса нам показывают «сильных мира», которые грызутся, как собаки, а заботой о благосостоянии города и горожан прикрывают незамысловатое желание набить карман. Гнилой город, гнилое общество, в котором каждый приспосабливается к этому миру, как может, и не многим отличается от нас с вами. Главным героем «Акиры» является обычный подросток, Сима Тецуо, которого абсолютно не волнуют глобальные вопросы мироустройства. Он не мессия и не претендует на это звание, но толпа идёт за ним, забывая уроки истории и здравый смысл, идёт так же слепо, как за любым другим лжепророком. А Тецуо тем временем лишь играет со своей новой силой, стремясь показать другу, что стал сильнее (ведь раньше он прятался за спиной Канэды, жил в его тени, а сейчас желает показать, кто тут главный), а заодно и отомстить за воображаемое унижение. Для этого он и отправляется искать легендарного Акиру, чтобы померяться с ним силой и доказать самому себе, что перестал быть тем, кого приходится всегда защищать и вытаскивать из всяких передряг. Но ведь не физическое бессилие делает человека слабым, а внутреннее – трусость, которую и необходимо преодолеть в первую очередь. Поэтому неожиданный дар (или проклятие?) оказывается сильнее самого Тецуо. А ведь этого могло бы и не случиться, если бы он смог вовремя осознать, что Канэда спасал его из истинно добрых и дружеских побуждений, что нет ничего зазорного в том, чтобы в трудную минуту опереться на плечо друга и принять протянутую руку помощи. И что желание отомстить – плохой советчик. Человек должен отвечать за свои поступки – это убеждение нам вкладывают ещё со школьной скамьи, но память слишком избирательна, а жизненные ориентиры имеют свойство со временем меняться. Один из немногих в «Акире», кто полностью отдаёт себе отчёт в собственных целях, это полковник Сикисима: он – военный, следовательно, человек действия. Полковник давно понял, что мир прогнил насквозь, и что его необходимо изменить. Но, несмотря на почти непреодолимое желание что-то сделать для будущего, Сикисима вовремя останавливается, сознавая всю опасность пробуждения Акиры. Однако есть ещё доктор Ониси – истинный учёный, который не остановится ни перед чем, ибо результат эксперимента превыше всего. Какое ему дело до судьбы мегаполиса и людей в нём, когда на кон поставлено дело всей его жизни исследователя! И, конечно, надо сказать о Нэдзу, настоящем политике, который под видом спасения подопытных из лаборатории (и мира) желает укрепиться в парламенте. Три типажа, три мотива, три принципа, пусть и явленные вполне схематично: идеализированные образы, чьи идеализированные цели достигаются идеализированными методами. Особенно тщательно в «Акире» проработана научная концепция, на которой основана вся философия произведения. Судьба человечества и мира, по сути, заранее предопределена, информация об этом доступна каждому, но не каждому дано её достичь, равно как и увидеть всю историю мироздания от самых его глубин зарождения до высот необозримого будущего. Суть потока, силы… Нет, это слишком сложно, а трактовки всё равно субъективны, поэтому для заинтересовавшихся только один совет – читайте мангу. Некоторые ставят в упрёк фильму его внешнюю схожесть с западными комиксами, но на самом деле это не более чем подлинный почерк Отомо Кацухиро. Давайте посмотрим на персонажей, разве от этого они не выигрывают? Максимальная реалистичность, отсутствие «кавайных» лиц (ура! вполне человеческие носы!!!) и диспропорциональных тел – облик героев отражает их внутренний мир. Угрюмый взгляд исподлобья Тецуо выдает его озлобленность и презрение к людям, которые всю жизнь над ним насмехались. Олицетворением прирождённой силы и несгибаемой воли изображён Сикисима, который особенно эффектно выглядит на фоне омерзительно жалких чиновников, трясущихся за свои миллионы. Номера - старички (хотя если посудить, им около 40), которые по-взрослому рассудительны, но внутри ещё дети, желающие от чистого сердца светлого будущего всем людям. Этого же не менее сильно желает и сам Акира, чьё имя на японском звучит как «жизнь». Остальная графика так же реалистична и так же поражает: плавность и естественность в движениях героев, максимальная детализация всей техники, огромное количество движущихся объектов и людей почти в каждом кадре, а ещё – удивительное ощущение объёмности картинки. И всё это нарисовано «от руки»! Изумительно, как для 88-го года, так и почти двадцать лет спустя. Музыка, тяжёлая и мрачная, необычайно органично вплетается в картину, подчёркивая жестокость и насилие мира будущего. По-своему красив «Реквием», где слились воедино все противоречия «Акиры», весь хаос чувств, все переживания и надежды, которые отныне просто обязаны оправдаться. В основе фильма лежит шеститомная одноимённая манга, которую Отомо Кацухиро постарался вместить в два часа экранного времени. Бытуют различные мнения, насколько удачно это ему удалось сделать. Одни говорят о чрезмерной насыщенности событий, а следующую из этого запутанность и непонятность сюжета относят к минусам. Я же придерживаюсь мнения противоположной стороны, считая, что фильм, наоборот, только выигрывает от подобной динамичности, когда важен каждый кадр, а закрученность сюжета позволяет лишний раз задуматься, приостановиться и постараться осмыслить происходящее на экране. Ещё одним спорным моментом, на мой взгляд, является достаточно распространённое явление отнесения «Акиры» к жанру киберпанка. Нельзя же вешать ярлык «киберпанка» на всё, где есть элементы хай-тека (причём здесь жизнь общества отнюдь не находится во власти компьютерных технологий, что очень важно) и противостояние людей режиму! Не стоит путать явление и оформление, философию и антураж. Потому полагаю, что «Акира» - это постапокалиптика, антиутопия, но никак не киберпанк. Безусловно, рекомендовать это произведение к просмотру нужно каждому, кто считает себя любителем аниме, дабы всяк интересующийся представлял историю развития анимационной индустрии, тем более, фильм Отомо Кацухиро – эпохальный, самобытный – этого вполне достоин. И неважно, произведёт ли на Вас впечатление «Акира», а если произведет, то какое именно, но уже сам факт просмотра на шаг приблизит Вас к познанию таинственного мира под названием «Аниме». «Вы не смотрели «Акиру»? И после этого Вы называете себя отаку?..» |