Как это иногда бывает, ничем, казалось бы, не примечательный сериал, словно по мановению волшебной палочки, становится культовым произведением, завоевывает и продолжает удерживать в своей власти умы тысяч фанатов и, что самое удивительное, совершенно разной возрастной категории. Доподлинно не известно, как авторам удаётся сотворить подобные картины, но, по моему мнению, режиссёру Икухаре это удалось в полной мере. Созданный им в 1992 году первый сезон сериала про Воинов в матросках получил высокие оценки зрителей и перешёл в разряд культовых во многих странах, включая и просторы бывшего Союза (прим. автора: школьная форма для девочек в Японии очень похожа на одежду моряков). Предлагаю не бросать это дело на самотек и разобраться в причинах столь головокружительного успеха, так сказать, углубить, а потом расширить.
В начале обратимся к первоисточнику, а точнее к художественному исполнению, возможно, в нем и кроется причина популярности. Спешу разочаровать любителей быстрой развязки, навряд ли можно сказать, что графика чем-то выделяется. Отмечу, что герои изображены немного диспропорционально — нижняя часть тела длиннее верхней. Это стандартный и повсеместно используемый анимешный прием, позволяющий персонажам выглядеть более легкими, стройными и привлекательными, с чем я полностью согласен, хотя моя бывшая учительница рисования наверняка бы влепила трояк всем художникам студии. В виде довеска идёт разумное использование Чиби-арта и неплохо прорисованные комические моменты, чем очень часто пренебрегают многие создатели более «серьёзных» и «взрослых» фильмов. Наличие всего этого позволяет воспринимать действо заметно проще и непринужденней. Так в чем же причина успеха — если не в графике, то только ли в сюжете?
А может, все дело в волшебных пузырьках?
Итак, перед нами главная героиня Усаги Цукино (Лунный Кролик, прим. автора: в старом японском предании рассказывается, что следы на Луне были оставлены лунным кроликом). Что же такого необычного в этой девчонке? В том-то и дело, что практически ничего. У нее есть родители и брат, школа, в которой она, честно говоря, не очень-то и преуспевает, свои подростковые мечты и переживания — это абсолютно нормальный, да простят мне такой оборот, среднестатистический подросток. Таких, как она, в мире большинство, но практически каждая девчонка, да и не только, в мире мечтает, что однажды в её жизни произойдет какое-нибудь экстраординарное событие, которое в мгновение ока изменит судьбу, заставить всех остальных увидеть свою незаменимость и индивидуальность. Это и произошло с Усаги, когда однажды она встретилась с говорящей кошкой Луной. Нет, девочка хорошая, ничего психотропного она не принимала, просто кошка действительно оказалась необычной. И поведала Луна героине страшную тайну, что, мол, вот она — простая японская девчонка, ни кто иная, как защитница Земли, и не просто Коммандос какой-нибудь, а самая настоящая волшебница — Сейлор Мун. Не замечаете ничего знакомого? Все-таки психология людей разных стран не настолько уж сильно отличается — смотрите, у Емели была щука. Ну да ладно, он не очень показательный герой. Вот лучше возьмём многострадального Ивана — у него был Конёк-горбунок, у Усаги есть кошка, оба животных магические и, судя по контексту, поумнее своих хозяев. Последние напротив же — недалёкого ума, но простодушные и добрые. Далее, и Иванушка не прочь побить баклуши, и Усаги любительница ничегонеделания, зато оба героя, когда это нужно, могут выполнить ответственнейшие поручение, а главное — встать за друга горой. Такая схожесть говорит о том, что в данном случае затрагиваются общечеловеческие нормы поведения и чаяния, единые для разных культур.
Да, к слову, раз мы уже затронули друзей, то оказалось, что у Сейлор Мун есть ещё, ну, назовём их коллегами по работе, а точнее Воины разных планет и стихий. Это такие же, как Усаги, девчонки, которые раньше не знали о том, что являются Воинами Света и Добра. Однако они все разные люди — в том смысле, что каждая являет собой не только иную магическую силу, но ещё и является носителем другого характера. В начале их только трое: Усаги, Ами Мицуно — Сейлор Меркурий и Рей Хино — Сейлор Марс. Ни дать ни взять — три богатыря, только в женском обличии. Правда, потом добавляются еще две героини: Макото Кино - Сейлор Юпитер и Минако Аино — Сейлор Венера. Все вместе они сражаются на страже Добра, Любви и Справедливости, на которые посягают злые силы. Вот только битвы у них получаются весьма оригинальные, это сразу же ярко свидетельствует о том, что фильм в основном нацелен на женскую аудиторию. Что я имею ввиду? Ну, посудите сами, основная сюжетная линия всецело акцентируется на жизни и взаимоотношениях героинь и окружающих людей, скажем, как в молодёжных сериалах, а битвы протекают только тогда, когда злые силы уж совсем, невзирая на лица, лезут в душу с грязными ногами. Вот тут и завязывается бой, но только какой-то он выходит скоротечный и бескровный, героини именем Луны, или, к примеру, при помощи фаэр бола или, того проще, мыльных пузырьков отправляют недруга к праотцам без единой капли крови. Это свидетельствует о том, что процесс уничтожения противника, в отличии от многих картин, рассчитанных на подростков противоположного пола, не является самоцелью.
И, конечно же, сериал не был бы полным, не окажись там возлюбленного главной героини — некого Мамору, в быту обычного парня. Ему нравится Усаги (точнее сказать — это она ему больше на шею вешается), но не суть дело, а вот ночью или, точнее было бы сказать, практически всегда, когда Усаги сражается со Злом, он является в облике странного незнакомца Такседо (не узнать, конечно, сложно), что бы помочь Сейлор Мун.
Интересным является тот факт, что возлюбленный есть только у Усаги, по-моему, это сделано для того, что бы акцентировать основное внимание на одном персонаже и не распылять интерес зрителей.
Итак, что же мы имеем в конце? А имеем мы сериал, рассчитанный на женскую подростковую аудиторию, но это не значит, что его нельзя смотреть людям постарше и парням, я же ведь смотрел по молодости, но всё же факт остаётся фактом. Почему он столь популярен? Да потому что затрагивает, помимо общечеловеческих ценностей (что, в принципе, делается в каждой картине), ещё и ценности повседневные. В картине показывается жизнь не Золушки (до Золушки Усаги не дотягивает), а простой, заурядной поначалу девчонки, жизнью которой хотели бы пожить многие подростки. А если нельзя прикоснуться к мечте, то стоит, хотя бы, посмотреть на неё.
И ещё одна, как мне кажется, причина популярности этого сериала в бывшем Союзе. Она проста до безобразия — для многих Сейлор Мун явился первым качественным аниме-произведением в жизни. А, как известно, первая любовь запоминается на всю жизнь.